2005 год / Лянторский цех электросвязи: от планов – к реальности


 

Одиннадцатый год Лянторский цех электросвязи Сургутского территориального узла электросвязи «Сургуттелекомсеть» Ханты-Мансийского филиала ОАО «Уралсвязьинформ» работает в нашем городе. Ещё только полтора года назад мы писали о совершенствовании местной телефонной связи и увеличении количества сопутствующих ей услуг как о планах этого предприятия. И вот уже почти забыты лянторцами и оставлявшее желать лучшего качество связи, и невозможность воспользоваться какой-то телекоммуникационной услугой, и очереди на установку телефона... О ключевых моментах прошлого, настоящего и будущего Лянторского цеха электросвязи - наш разговор с Алексеем Викторовичем Сорокиным, его начальником.

- Алексей Викторович, со времени рождения Ваше предприятие существенно выросло и «повзрослело». Вспомните, пожалуйста, наиболее важные ступени его роста.

- На момент образования в январе 1995 года в состав цеха входил лишь переговор­ный пункт, предоставлявший населению услуги по приёму-передаче телеграмм и услу­ги междугородних разговоров из 4 кабин. В марте 1996 года значительным этапом процес­са модернизации оборудова­ния стал запуск в эксплуата­цию первой цифровой стан­ции в городе. Её монтируемая ёмкость составляла 3312 но­меров. Сегодня у нас 8100 абонентов фиксированной связи - традиционной, про­водной телефонией охвачено более 80 процентов жилого фонда. В связи с запуском цифровой АТС в ноябре 1996 года проводилось тестирова­ние видеосвязи Сургут - Москва посредством новой сигнализации ОКС №7, кста­ти, одно из первых в России. Это тестирование стало от­правной точкой для активно­го предложения организаци­ям и населению услуг цифро­вых ISDN-телефонов.

- Что это за услуги и во­стребованы ли они сегодня местным населением?

- ISDN - телефоны, как уже говорилось, позволяют, например, осуществлять видеосвязь. Правда, из-за дорого­визны самого аппарата абонен­ты на это идут редко. Чаще эта услуга предоставляется на пере­говорных пунктах. Кроме того, такие цифровые устройства по­зволяют иметь определитель но­мера, о котором часто спрашива­ют абоненты. Преимущества ISDN - телефона очевидны - гораздо шире и качественнее связь, шире спектр услуг, вклю­чённых в комплект. В ближайшее время мы планируем предоста­вить ряду абонентов обычных городских телефонов во времен­ное и безвозмездное пользование. Если человек и в дальнейшем захочет пользо­ваться такой услугой, то мы оформим все необходимые доку­менты. Кстати, замена обычно­го аналогового телефона на циф­ровой стоит 1096 рублей.

 - Мы забежали вперёд. Продолжим экскурс в историю Вашего цеха.

- В апреле 1998 запущено оборудование для предоставле­ния услуг Интернет, с 2000 года в режиме 104,4 FM транслиру­ется радиопрограмма «Макси­мум». Со второго квартала сле­дующего года ЛЦЭС предостав­ляет новую услугу - пейджинговую связь, а с ноября 2002 - сотовую. Если первая особенно не прижилась, то вторая разви­вается в Лянторе очень интен­сивно: полтора года назад ею пользовалось 3 тысячи горожан, а сейчас здесь уже почти 14 ты­сяч абонентов сети сотовой свя­зи «Ермак-RMS».К началу 2004 года практи­чески осуществлена стопроцен­тная телефонизация всей ны­нешней застройки города. Охва­чены, как мы и обещали Вахто­вый и Национальный посёлки, а также сектор частной застрой­ки. Исключением стали, в ос­новном, общежития в Вахтовом посёлке, в 6 и 3 микрорайонах. Поскольку людям, имеющим лишь койко-место, телефон не положен. Но есть такие общежития, например, 43-е, которые передаются НГДУ на баланс ад­министрации. Его жильцы полу­чают ордера, а, значит, и право на установку телефонов. Такие объекты будут включены в за­вершающуюся телефонизацию Лянтора летом этого года.

- А что принёс с собой, по­мимо всеохватности нашего населённого пункта, этот процесс?

- За счёт монтажа и запус­ка в марте прошлого года узлов мультисервисного доступа уве­личена абонентская ёмкость на 6728 номеров. Волоконно-опти­ческое кольцо держит в единой связке восемь узлов, каждый из которых «отвечает» за связь в определённом районе города. Кольцевое соединение обеспе­чивает стопроцентное резерви­рование соединительных линий.  В январе 2005 года законче­но переключение абонентов АТС-28 и 29 со старых станций АТСЭ «Квант». В результате - качество телефонной связи су­щественно улучшилось. Думаю, все лянторцы обратили на это внимание. Вообще, узлы мультисервисного доступа - перспективное оборудование, оно делает воз­можным предоставление скоро­стных каналов для доступа в Интернет и передачи данных. Сейчас у нас как раз появляется спрос на один из видов скорост­ного доступа к глобальной ин­формационной сети, поэтому в этом году мы планируем запус­тить услугу ADSL. У оборудова­ния такого уровня очень много возможностей и это будущее раз­витие телефонной сети г. Лянтор.

- Возвращаясь к телефо­низации: означает ли её сто­процентность то, что резер­вы телефонных номеров исчерпаны?

- Когда свободная ёмкость закончится, телефонная сеть в городе будет развиваться толь­ко поэтапно, с учётом застрой­ки новых микрорайонов города или возведения отдельных зда­ний... Дооборудование будет осуществляться только с учётом большого количества поданных неудовлетворённых заявлений. Поэтому, если телефон вам ну­жен, поспешите, пока свобод­ные номера ещё имеются. Сто­имость его установки по-пре­жнему шесть тысяч рублей.

- Что касается тех, у кого телефон уже имеется: на­сколько популярны у лянторцев дополнительные услуги телефонной связи?

- Судите сами: ими пользу­ются шесть с половиной тысяч наших абонентов. Эти услуги, можно сказать, в рекламе не нуждаются, поскольку и удоб­ны, и очень доступны по ценам: ежемесячная их стоимость ко­леблется в пределах 9,45-12,15 рублей. В перечне дополнительных услуг - больше десятка наименований. Наиболее вос­требованная услуга - «Ограни­чение исходящей связи» при выходе на междугороднюю, международную сеть. Ведь это - серьёзный заслон для неза­конного доступа к вашей або­нентской линии. Разумней зап­латить чисто символическую цену - 10,8 руб. в месяц, чем потом хвататься за голову при оплате за услуги связи. Другая популярная услуга - «Переадресация вызова», при активизации которой звонки пе­ренаправляются на другой, нуж­ный вам номер телефона. Дос­таточно удобен так называемый дозвон на занятого абонента, когда станция сама отслежива­ет, когда нужный вам номер ос­вободится. Думаю, каждый або­нент найдёт среди ДСУ что-то для себя необходимое: будь то «Сокращённый набор» или «Конференц-связь», «Побудка» или «Прямой вызов».

- А какие ещё коммуника­ционные удобства доступны лянторцам благодаря работе Лянторского цеха электро­связи?

- При помощи единой информационно - билинговой сети мы расширили спектр услуг по размещению информации в ряде СМИ Лянтора и Сургута, с ко­торыми заключены соответству­ющие договора. Так, например, если абонент хочет дать объяв­ление в сургутское издание, он может сделать заявку, позвонив по телефону «066», а стоимость данной услуги будет начислена на его телефонный счёт. Раньше мы всё это обрабатывали вруч­ную, а из услуг предлагалась лишь подписка на «МК-Югра» по телефону «066» и прием объявлений в «бегущую строку» на местное телевидение. С прошлой недели мы нача­ли предлагать городу ещё одну дополнительную услугу: дос­тавку Интеллект карты на дом. Пока мы запустили эту услугу в пробном, бесплатном варианте (хотя в дальнейшем она, конеч­но, обретёт определённую сто­имость). Абонент заказывает карту по телефону «066», и в течение часа она ему доставля­ется. Кстати, теперь интеллект-карта - универсальное сред­ство оплаты как за услуги сото­вой связи и доступ к сети Ин­тернет, так и за пользование квартирным телефоном. Несколько видов сервиса предлагает и наш Интернет-зал, открывшийся в декабре 2003 года: от обычного доступа в Глобальную сеть до поиска кон­сультантом информации по за­качанной клиентом теме, а так­же сканирование, распечатку информации, отправку её по электронной почте и прочее. Из-за небольшого по площа­ди помещения в этом мини-клубе у нас всего шесть рабо­чих мест, и они не пустуют: зал посещают около восьми­сот человек в месяц, в основ­ном, молодое поколение. Ду­маю, в летние каникулы коли­чество посещений возрастёт. Ведь и здесь цены доступны: они практически аналогичны затратам при домашних «про­гулках» в Интернет.

- И кто лее все эти люди, обслуживающие хо­зяйство ЛЦЭС, и нас, лянторских абонентов?

- Это 47 человек, трудя­щихся в крепком, слаженном коллективе. Костяк предпри­ятия составляют те, кто рабо­тал на первом нашем объекте - переговорном пункте. Рос коллектив - как численно, так и профессионально - вместе с возрастающими объёмами работы и повыше­нием уровня сложности обо­рудования, и сегодня воспи­танные у нас специалисты умеют грамотно подойти к любой проблеме, связанной с эксплуатацией оборудования автоматической телефонной станции. Постоянное измене­ние и усовершенствование технологий не позволяет нам застаиваться, заставляя дви­гаться вперёд. И, конечно, бо­лее чутко и гибко реагировать на потребительский спрос, ис­пользовать новые подходы к клиентуре.

- Что-нибудь ещё из дальнейших  планов вашего коллектива?

- Хотим создать собствен­ный сайт, где будем освещать свою деятельность, планы по внедрению новых технологий и услуг, разместим информацию по услугам и тарифам. Этот проект - под названием http://www.lyantor.isurgut.ru/ на этапе разработки. А если говорить об общей перспективе, сегодня мы берём курс на развитие цифро­вых услуг, их продвижение и популяризацию среди наших абонентов. В преддверии майских праз­дников и Дня Связи хотелось бы сказать, что в дальнейшем качество и спектр предостав­ляемых услуг связи будет по­стоянно улучшаться, расти. Мы хотим, что в каждом доме звучала трель телефонных звонков и чтобы, эти звонки приносили нашим абонентам только радостные вести от род­ных и близких им людей.




Газета «Вестник» №17 от 29 апреля 2005 года