2005 год / Связь в Сургуте: слагаемые успеха


Бытует мнение, что в области телекоммуникаций Москва значительно опережает другие регионы России. Но, побывав в г. Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ), я убедился, что и за тысячи километров от столицы есть города, которые мало чем уступают ей в этом, а по некоторым показателям даже превосходят «первопрестольную».

История становления электросвязи в Сургуте начинается с 1900 г. Именно тогда была построена телефонная линия, соединившая здание полицейского управления Сургута со сторожевым помещением пристани «Белый Яр». Сегодня связь в городе является одной из лучших в России, а обеспечивает ее предприятие «Сургуттелекомсеть» - филиал открытого акционерного общества «Хантымансийскокртелеком».

Телефон - в каждый дом.

В настоящий момент уровень телефонизации Сургута значительно превышает общероссийские показатели. Судите сами. Этот приобский город с численностью населения 280 тыс. человек имеет монтированную емкость телефонной сети общего пользования (ТфОП) порядка 83 тыс. абонентских линий, значит, на 100 его жителей приходится около 30 линий (в среднем по России этот показатель равен лишь 19 линиям). От количественных показателей телефонизации Сургута перейдем к качественным. Они впечатляют еще больше. Пять из семи эксплуатируемых на ТфОП телефонных станций - это современные цифровые АТС фирм Italtel и Alcatel. На нии ТфОП будут работать по ОКС № 7. К концу года "Сургуттелекомсеть" планирует охватить этой системой сигнализации весь Сургутский район. Внедрение ОКС № 7 позволит высвободить дополнительную канальную емкость под пользовательский трафик и увязать фрагменты сети ISDN, расположенные в разных городах. Последнее особенно важно для развития телефонных услуг ISDN, сдерживаемое отсутствием ОКС № 7 на междугородных каналах.

Необходимо сказать и об используемой предприятием «Сургуттелекомсеть» системе управления производством «Абонент», которая предоставляет необходимую информацию различным его службам: станционным, техническим, аналитическим, абонентским и т. д. «Абонент» была создана семь (!) лет назад на основе СУБД Appgen и операционной системы SCO UNIX. В скором времени она будет перенесена на новую, более мощную платформу - СУБД фирмы Oracle. В рамках системы «Абонент» средства расчета с клиентами тесно увязаны со средствами технической эксплуатации, что обеспечивает комплексное предоставление информации.

Не только слышать, но и видеть.

Внедрение новых услуг, в том числе и ISDN, часто тормозится из-за того, что пользователи плохо представляют, какие преимущества могут обеспечить им эти услуги. Прекрасно понимая данную проблему, специалисты «Сургуттелекомсети» создали демонстрационный зал, где можно ознакомиться с различными приложениями ISDN, дополнительными видами обслуживания, возможностями сотовой и пейджинговой связи (эти услуги также предлагаются предприятием). Здесь же можно получить грамотную консультацию и ответ практически на любой вопрос. Причем все это - бесплатно.

В одном из переговорных пунктов Сургута, наряду с обычными кабинками, где установлены аналоговые телефонные аппараты, имеется кабинка, оборудованная терминалом ISDN для видеосвязи - такого я не видел даже в Москве! Пока видеосвязь обеспечивается только с Нефтеюганском, но в «Сургуттелекомсети» надеются, что в будущем она будет возможна и с другими городами. Все опять-таки упирается в поддержку ОКС № 7 между городами.

Демонстрационный зал, услуги видеосвязи в обычном переговорном пункте - все это свидетельствует о том, что связисты Сургута стараются популяризировать новые виды телекоммуникационных услуг. И в этом одна из причин их успешного внедрения. Жаль, что в Сургуте, по-видимому, не были те, кто предвещает технологии ISDN скорую смерть. Иначе они, наверное, изменили бы свою позицию.

К лету текущего года в Сургуте запланировано ввести услугу телефонных карточек - первую услугу интеллектуальных сетей, которая позволит решить проблему городских таксофонов. Для этого будет закуплена разработанная одной из российских компаний система компьютерной телефонии, построенная на базе продуктов американской фирмы Dialogic. Таксофоны же останутся старыми; путем замены блока номеронабирателя их уже перевели в режим тонального набора. Специалисты «Сургуттелекомсети» пришли к такому весьма оригинальному и экономящему значительные средства решению, когда выяснили, что новейшие таксофоны с жидкокристаллическим дисплеем просто не выдержат сибирских морозов (зимой температура в Сургуте опускается до -50°С). Как же будет работать услуга телефонных карточек? Купив карточку (они будут нескольких типов) и, стерев защитную металлическую полоску, пользователь узнает свой индивидуальный код (PIN-код), а точнее, два кода. Их попеременное использование позволит обеспечить защиту от возможных «двойников». Набрав код на обычном таксофоне (в городе их установлено порядка 250), пользователь получит доступ как к обычным телефонным услугам местной и междугородной связи, так и к дополнительным услугам - сможет получить необходимые сведения в информационном киоске, прослушать сообщение из ящика речевой почты и т. д. Согласитесь, просто, удобно и не нужны никакие жетоны или монеты.

Взгляд за горизонт.

Для междугородной связи «Сургуттелекомсеть» использует радиорелейные линии «Ростелекома» и спутниковые каналы, организованные через станции «Орбита» и «Телепорт-ТП». Первая станция «трудится» уже более 30 лет, вторая же - была сдана в эксплуатацию лишь в прошлом году. Она входит в состав всероссийской сети спутниковой связи «Сателинк» компании «Телепорт-ТП» и работает через геостационарный спутник «ИНТЕЛСАТ» 704, который «освещает» приблизительно 80% территории Российской Федерации. В рамках сети «Сателинк» наряду с предоставлением в аренду постоянных цифровых каналов связи обеспечивается использование каналов в режиме доступа по требованию (DAMA). По мнению С. А. Буланчи, этот режим является экономически очень эффективным, поэтому «Сургуттелекомсеть» планирует расширять использование услуг DAMA. К особенностям установленной в Сургуте станции «Телепорт-ТП» относится наличие системы уплотнения, преобразующей четыре телефонных потока E1 (2 Мбит/с) в один поток E1, который и передается через спутник. Это позволяет экономно расходовать ресурсы спутникового сегмента. Один поток E1 выделен исключительно под Интернет - через спутник он выходит на сеть передачи данных компании «Телепорт-ТП».

В чем же причины столь успешного развития телекоммуникаций в Сургуте, да и во всем Ханты-Мансийском автономном округе? Конечно, большое значение имеет то, что в этом богатом нефтью и газом регионе в целом наблюдается подъем промышленного производства, высока платежеспособность населения. Округ является одним из семи субъектов-доноров, дающих более половины всех средств федерального бюджета. Более того, по результатам первого полугодия 1997 г. он занимал по налоговым поступлениям второе место после Москвы, опережая такие субъекты федерации, как Московская, Самарская и Нижегородская области. Но, я думаю, дело не только в устойчивом экономическом положении региона. Грамотные и дальновидные руководители, высококвалифицированные молодые специалисты, хорошо организованный производственный процесс, тщательно продуманная маркетинговая политика - все это позволяет «Сургуттелекомсети» успешно развивать свое телекоммуникационное хозяйство с использованием самых современных технологий.




А. Г. Барсков

«Cети и системы связи» №3 от 2005 года