2004 год / Дождаться ответа...


Еще каких-то 30 лет назад в Сургуте мечтали об асфальте. Сегодня мы можем позволить себе мостить дорожки тротуарной плиткой. А еще один предмет «роскоши» - телефон давно перестал быть таковым не только по доступности, но и по цене.
На просьбу: «Дай мне номер своего «домашнего», сегодня редко услышишь в ответ: «А у меня телефона нет». Отсутствие «мобилки» у работающего сургутянина - тоже явление нечастое. Есть деньги и необходимость, значит, и вопрос приобретения средств связи решается сам собой. К сожалению, этого не скажешь о жителях района. Вроде и деньги водятся, а связь остается по-прежнему труднодоступной. Не так давно житель с.Сытомино из-за перегруженности старой сельской АТС в течение нескольких часов пытался дозвониться к нам в редакцию. По его словам, уже несколько лет жителям обещают решить проблему телефонной связи, но из года в год ее качество и доступность остаются на прежнем уровне, хотя абонентская плата взимается регулярно и равна городской.
Что делать потребителям и что делается для них? Начнем со второй половины вопроса. Как заявил «СТ» представитель эксплуатирующей телекоммуникационное оборудование района компании «Сургуттелекомсеть» Александр Леонов, средства на улучшение телефонной связи в Сургутском районе головное предприятие ОАО «Уралсвязьинформ» вряд ли найдет, так как возврат их в виде будущей прибыли невозможен из-за высокой стоимости эксплуатации оборудования. Не подвергается сомнению факт бесперспективности инвестирования средств в развитие телефонизации удаленных от больших городов поселений, так как понесенные затраты на строительство никогда не окупятся малым числом пользователей. Жители «негородов» Югры так и остались бы в режиме ожидания, не появись на свет распоряжение правительства ХМАО №549рп от 29.07.2003 г. «О развитии телефонной связи на территории Ханты-Мансийского автономного округа». Единственно возможный способ решения проблемы - через финансовые вливания в развитие отрасли из окружной казны - был документально утвержден.

В администрации Сургутского района населенные пункты муниципального образования были разделены на три категории по степени актуальности развития телефонизации.

В первую вошел г.Лянтор, где усилиями - как трудовыми, так и финансовыми - ТУЭС «Сургуттелекомсеть» проблема телефонной связи была полностью решена. Расширение станционной емкости АТС до 10000 номеров удовлетворило потребности местного населения, причем 20 процентов мощностей остались невостребованными.

Вторая группа - поселки, расположенные в непосредственной близости к городам, а значит, не требующие серьезных затрат на телефонизацию. Поэтому и здесь обошлось без бюджетных средств. В п. Белый Яр реликтовая координатная телефонная станция на 1000 номеров благополучно отправлена «на заслуженный отдых», уступив место новой итальянской цифровой АТС с расширением до 2624 номеров. В самом проблемном до недавнего времени близлежащем поселке Солнечном смонтирована станция на 2800 пользователей. Совсем скоро начнется подключение абонентов. В Барсово введена цифровая АТС на 976 номеров, емкость существующей станции в п.Федоровском увеличена еще на 960 номеров.

В третьей группе - «любимая мозоль» программы телефонизации: направление п.Высокий Мыс, д.Лямина, п.Сытомино, п.Горный. Неудовлетворительные качество и доступность связи в этих населенных пунктах в администрации района не отрицают. В принятой программе реконструкции и развития телефонной связи в Сургутском районе на 2004 год из 53 с половиной миллионов рублей, заложенных на ее реализацию, почти 70 процентов средств вложено именно в эту «ветку». В Сытомино заложен фундамент под монтаж мачты для установки радиорелейного оборудования и построены магистральные распределительные сети; 81-метровая конструкция сооружена в д.Лямина; с помощью радиоудлинителей организована телефонная связь с удаленными поселениями: п.Горным, д.Банное, Каюково и Юган. Как пояснил начальник отдела по транспорту и связи администрации Сургутского района Петр Григорьев, некоторой отсрочкой успешного завершения строительства радиорелейной линии Сургут - п.Горный является изменение первоначального проекта, согласно которому вместо деревни Лямина, как планировалось ранее, промежуточным пунктом передачи сигнала решено задействовать пгт.Пойковский (Нефтеюганский район), где телекоммуникационная инфраструктура уже имеется. Это позволит уменьшить необходимую высоту будущей мачты в п.Высокий Мыс (в проекте через ГПЗ - д.Лямина требовалась вышка высотой 101 метр), а значит, сэкономить немалую сумму. По словам П.Григорьева, новая радиорелейка может быть закончена в 2005 году, согласно заключенному с ООО «Телеинформ» договору на поставку станционного оборудования для вышеперечисленных поселений первые АТС ожидаются уже в январе. Строительством линейно-кабельных сооружений поручено заняться фирме «Связьстрой-5» из Челябинска. При благоприятной ситуации, прежде всего финансовой, в том же 2005 году возможна работа и в направлении Сургут - Лангепас - Локосово. Однозначно чаша сия минует относительно благополучный в разделе «телефонизация» участок д.Юган - п.Малоюганский - с.Угут - п.Каюково. Поселки нефтяников телефонизируются главным образом за счет предприятия. В ближайшие годы картина здесь не изменится.

А теперь о том, что же делать потребителям, которые в силу различных обстоятельств вынуждены пользоваться некачественной телефонной связью. Как разъяснил начальник отдела по защите прав потребителей администрации Сургута Николай Валиев, телефонная связь является такой же услугой, как, например, ремонт холодильника. Поэтому, если услуга предоставлена некачественно, то клиент вправе потребовать либо устранения брака, либо возмещения затрат. Причем срок исправления устанавливает потерпевшая сторона по письменному договору. За каждый день просрочки начисляется штраф в размере трех процентов от стоимости услуги. В противном случае такие споры решаются в судебном порядке. Единственный немаловажный момент: неосязаемые услуги, к которым можно причислить и телефонную связь, чрезвычайно сложно доказать. Впрочем, на самом деле как-то дико сегодня платить лишь за нудное в трубке: «Ждите ответа...»




Сергей Сухоставский

Сургутская трибуна №231 29 ноября 2004 года