Из воспоминаний связистов


Начало всех начал - люди.

От уровня их компетентности, готовности качественно решать конкретные задачи зависит стабильность работы любого предприятия, его процветание. Воспоминания очевидцев позволят восстановить реальную картину произошедших событий, оживить страницы летописи и стать частью тех далеких трудовых лет.

Аудиозаписи воспоминаний ветеранов

Кайдалова Елизовета Юльевна
Позникова Клавдия Николаевна
Селезова Вера Александровна
Шевелева Любовь Владимировна
Захаров Анатолий Вячеславович

Первые шаги.

В  1913 г. телеграф связал Самарово  с  Сургутом.

"Пирожников Г.А. Записки уездного исправника.":

"Г. А. Пирожников проявлял постоянную заботу и большую настойчивость в развитии средств связи в уезде. Настойчивые хло­поты увенчались успехом. В 1913 году телеграф пришел в Сургут. 10 ноября телеграфист Шишкин принял первые телеграммы на имя Пирожникова. Из Тюмени: «Приветствую энергичного инициатора прорубленным окном Сургута к свету. Швецов». Из Тобольска: «Сердечно благодарю за память и внимание близких мне северян, радуюсь осуществлению их давнишнего желания. Дунин - Горкавич".

В 1913 году в России были снижены тарифы на телеграммы:

  • правительственные - 33 коп. за слово;
  • телеграммы Санкт - Петербургского телеграфного агентства из Европейской России - 23 коп. за слово;
  • внутренний русский тариф - 5 коп. за слово и 15 коп. составляла подепешная плата.
  • телеграмма из 20 слов для населения стоила 1 руб. 15 коп.

Для сравнения приведем цены на некоторые продукты в России того времени: мука ржаная - 90 коп., мука гороховая - 1 руб. 60 коп. за пуд., крупа овсяная - 1 руб. 50 коп., масло коровье - 15 руб. 40 коп., мясо телятина  -  5-6 руб. за пуд.

С сооружением телеграфных линий появились люди новых профессий: обходчики - те, что следили за исправностью провода, и телеграфисты-морзисты.

Между тем местная телефонная связь так и оставалась представ­ленной единственным сургутским телефоном.

Уездный исправник в своем обзоре города за 1915 год писал: "К числу общественных со­оружений принадлежит построенная в 1900 году телефонная линия, соединяющая город с пароходной пристанью "Белый Яр" на рассто­янии 7 верст (за последнее время эта линия пришла в ветхое состо­яние и требует ремонта)."

 

Становление электросвязи.

В конце 20-х годов Сургут был небольшим селом. Деревянные дома рядами вытянулись возле реки. Зеленая трава устилала улицы.

Первый радиоузел создавал Василий Захарович Уженцев (буду­щий начальник Сургутской конторы связи).


Ветераны Сургутского РУС
кавалеры ордена ленина
В. А. Кушников (справа) и В. З. Уженцев
1970 гг.

"В январе 1929 года меня приняли в комсомол. Нас было шестеро в комсомольской ячейке местной рыбоконсервной фабрики. Вечера­ми учились сами, обучали неграмотных, организовали художествен­ную самодеятельность. В ячейке он встретил девушку, которая ста­ла моей спутницей жизни - Анну Ивановну.

Вскоре пригласили в райком партии и поручили к годовщине Октября открыть радиоузел. В помощники дали монтера Якова Куйвышева. А жену - Анну Ивановну - направили учиться в Тобольск на радистку. Мы с Куйвышевым тянули вдоль улиц Сургута провода. Но материалов не хватало. Пришлось посылать в Тобольск телеграмму. С очередным пароходом поступило все, что требовалось. Седьмого ноября 1930 года сургутяне впервые услышали Москву.

Связистов в конторе немного было - пятнадцать человек. Больше всего досаждало то, что грамотности многим не хватало. А тут - телеграфная связь с «большой землей», и денежные операции, и рас­пространение периодической литературы.

Сургутяне охотно шли в отделение связи. Здесь всегда можно было послушать вести из столицы, почитать свежую газету, которую напечатали пятнадцать-двадцать, а то и больше дней назад".


Воспоминания Анатолия Вячеславовича Захарова, ветерана Сургутского РУС:

"Во второй декаде декабря 1958 года меня, молодого рабоче­го, окружная контора связи направила радистом в Сытомино. Выехал на почтовых лошадях из Ханты-Мансийска в 44-градус­ный мороз. Наступали Никольские морозы. Здесь я и познал, что такое «веревочка».

Свой первый дружный коллектив запомнил хорошо: А. Чащину, начальника отделения связи, радистов В. Морозову, 3. Тырикову и моториста Ю. Морозова. В этом большом селе мне дове­лось недолго поработать, чуть больше года. В.З. Уженцев, началь­ник Сургутской конторы связи, перевел меня в райцентр и назначил подменным радистом по району.

До сих пор помнится чувство большой ответственности по обеспечению связью выборов в органы власти. Обычно отправ­ляли в дальние населенные пункты, которые вообще не имели свя­зи. Готовился к командировке очень серьезно. На несколько рядов проверял работоспособность радиостанции РБМ, брал с собой сухое питание к ней, комплект запчастей. Не забывал и о питании для себя - ведь приходилось заранее выезжать, да в такую глушь, где ма­газинов еще не бывало. Однажды был в юртах Милясы Сытоминского сельсовета, где проживало всего 4-5 семей пожилых ханты. Хоть они и с большим почтением принимали связиста (что тоже вы­зывало во мне гордость не меньшего размера), но привычную для себя еду  все равно прихватывал".

В 1956 году увеличились объемы эксплуатации для линейно-технического узла. На новых линиях подвешивались служебные цепи для связи дежурных электриков УП с квартирами надсмотрщиков. Это значительно повысило оперативность в устранении повреждений.


Воспоминания М.П. Воинковой помогут восста­новить в памяти трудности работы надсмотрщиков:

"Судьба свела меня, колхозного возчика почты по тракту Ханты-Мансийск - Сургут, с монтером Воинковым Виталием Николаевичем. В 1952 году ему определили обслуживать участок проводной линии, связывавшей Сургут с окружным центром. Жили мы в п. Сивохребт. Муж работал, ну и я при нем. Вместе с ним ходила на обходы, на по­вреждения. Вдвоем же лучше. Помогала ему. Это позже техники ЛАЗов определяли и сообщали на каком километре и какого характера по­вреждение линии случилось. А тогда, если Ханты-Мансийска с одной стороны нет или Сургута - с другой - выходи на линию, ищи повреж­дений. А они были частыми.

Поделюсь рассказом об одном из нелегких случаев. Глубокой осе­нью - снег уже лежал - сильным ветром много навалило деревьев на провода. Летом тайга горела, и подгоревшие, стволы, дунь только, падали, подминая под себя соседние. Только к концу второго дня мы дали связь и двинулись к лодке. И тут, ввиду прямо, речки стали за­мерзать. Долго мы мучались, надеясь пробиться до большой прото­ки, но не сумели. Пришлось вытащить облас на берег, противополож­ный Сивохребту, т.к. по «нашему» берегу нам не преодолеть было две большие речки, а лед еще тонкий, конечно. Всю ночь пробивались, стремясь выйти хотя бы напротив поселка, надеясь там как-нибудь переправиться. Но не дотянули. Пришлось заночевать в кустах. На всю жизнь мне запомнилось это путешествие".

 

Большие требования предъявлялись к почтовой связи. В округе продолжали действовать конно-почтовые станции и Затон связи, непосредственно подчиненный окружной конторе. В целях перевозки почты использовался авиационный транспорт.


Из воспоминаний Василия Захаровича Уженцева, начальника Сургутской конторы связи:

"Однажды перевозка почты самолетом с применением метода "на сброс" нанесла ущерб конторе связи. Это было в большое половодье 1957 года. Вода поднялась очень высоко, Обь вышла из берегов
на многие десятки километров, и село Сургут подтопило со всех
сторон. Часть домов даже в воде стояла.

Очередным рейсом самолет доставил из Ханты-Мансийска, как и заведено было, минимальное количество самой важной по­чтовой корреспонденции. Вся она упакована в мешки под завязку. Каждый весил по 15-18 килограммов.

Сделав круг, пилоты прицелились для сброса к маленькой лужайке, окруженной водой. Молодая, сочная трава привлекла к ней нескольких коров. Мы, встречавшие почту, отогнали их, но далеко от лакомого пя­тачка коровы, конечно, не уходили, стояли в воде неподалеку. Первая партия мешков приземлилась удачно, один только упал в воду. Мы его быстро перенесли на сухое место. Мешки изготавливались из брезен­товой ткани, поэтому корреспонденция не успела замокнуть.

Самолет ушел на второй круг. А коровы не дремали, рвались к изумрудной травке, не понимая, что мешают важному государствен­ному делу - получению почты. И вот один из следующих мешков угодил прямо в корову, неожиданно рванувшую к запретному корму, и переломил ей хребет. Пришлось ее добить. Возмущенным хозяе­вам несознательной коровы впоследствии за убиенную выплатили деньги. Этот ущерб конторе связи был частично восстановлен за счет продажи мяса своим работникам."

 

Рассказывает бывший начальник сургутской станции «Орбита» Вадим Семенович Долженко:

«Наша «Орбита» была первой станцией в Тюменской области и вошла в двадцатку первых в стране. Ее проектирование началось в 1965 году. Руководителем проекта был назначен Смирнов. Первой в области планировали установить станцию в Урае, первенце тюмен­ской нефти. Но случай помог Сургуту. Из-за транспортных затруд­нений Смирнов не смог своевременно вылететь из Тюмени в Урай. А сроки поджимали. Тогда начальник областного управления связи Владимир Александрович Калашников принял решение строить станцию в Сургуте и дал задание начальнику Сургутского узла свя­зи Владимиру Яковлевичу Скибину решить в райкоме партии вопрос о строительстве станции в нашем городе. Василий Васильевич Бахилов, первый секретарь РК КПСС, конечно же, не мог упустить под­вернувшийся случай и живо поддержал это решение, пообещав все­мерную помощь и содействие в строительстве. Таким образом, в июне 1965 года были выполнены все согласова­ния по проектированию внешних сетей и коммуникаций: ЛЭП и трансформаторной подстанции, водопровода и водослива, решен воп­рос землеотвода и привязки станции к местности.

К строительству станции приступили летом 1966 года. В начале заказ­чиком было определено нефтегазодобывающее управление «Сургутнефть», при котором заложили фундамент здания будущей станции. Затем откры­лось финансирование по линии министерства связи, и заказчиком стало Тю­менское областное ПТУ С. Генеральным подрядчиком назначили трест «Сургутгазстрой» (управляющий Владимир Иванович Кравченко). Строительство велось зимой. Над площадкой сооруди­ли шатер (тепляк), внутри которого для строителей и для обеспечения техно­логического процес­са поддерживалась плюсовая температура. К началу навигации   здание  в основном было го­тово, и первыми баржами было доставлено радиотехническое обо­рудование. Не замедлилась поставка опорно-поворотного устройства антенны (ОПУ), непосредственно антенны и ее привода. Велся жесткий контроль за ходом работ. Специальный штаб координировал действия субподрядных организаций, транспортников и поставщиков оборудования. Его заседания проводились еженедель­но, а с приближением срока завершения работ - ежедневно. В.В. Бахилов очень внимательно следил за всем комплексом работ, прида­вал некоторым руководителям необходимое «ускорение». Стройку контролировал и первый секретарь Тюменского обкома партии Борис Евдокимович Щербина. Однажды он вызвал к себе для доклада о состоянии дел секретаря райкома партии Михаила Михайловича Ко­нева, который взял с собой меня, как начальника будущей станции. Но не пришлось мне побывать на приеме у Щербины. Нашлось в Тюмени, как оказалось, дело важнее - потребовалось срочно органи­зовать прием прибывших по железной дороге и перегрузку на бар­жу очередных грузов. Я их сопровождал до Сургута. На четвертые сутки баржа прибыла в Сургут.

Основные работы развернулись в июле-сентябре. Бригада слеса­рей Подольского электромеханического завода под руководством Вла­димира Ивановича Чижова монтировала опорно-поворотное устрой­ство антенны. Монтаж и настройку электропривода антенны органи­зовывал Николай Васильевич Бозин. Грузоподъемные работы выпол­нял Челябинский завод стальконструкций. В городе не нашлось спе­циальной техники для подъема тяжелых и габаритных элементов ОПУ и антенны ТНА-57. Помогла выдумка. Для подъема на высоту смонтировали вантовую мачту высотой 37 метров. Шеф-монтаж ОПУ вел представитель Сормовского завода (Нижний Новгород).

Монтаж, настройку радиотехнического оборудования выполнила бригада завода-изготовителя из г. Кунцево и разработчики научно-ис­следовательского института радио (НИИР) им. Попова под руковод­ством Константина Панасовича Мустафиди. Он же отвечал перед ми­нистерством за сдачу технологической начинки комплекса. Неоценимую помощь в комплектовании электрооборудования, стро­ительства трансформаторной подстанции и линии электропитания ока­зали начальник ОКСа НГДУ «Сургутнефть» Григорий Михайлович Кукуевицкий и главный энергетик Александр Андреевич Паклинов.

Монтаж установки по производству жидкого азота - он был не­обходим для охлаждения параметрических усилителей - производил представитель ленинградского завода им. Фрунзе. Для ретрансляции телевизионного сигнала посредством 100-ватного передатчика ТРСА-100 был избран временный вариант его установки в квартире первого этажа жилого дома № 50 по Набережному проспекту, что стоял в 400 метрах от «Орбиты». Под антенну ретранслятора приспособили, конечно же, буровую вышку, которая вмиг взметнулась силами геологоразведочной экспедиции (начальник Борис Власович Савельев). А монтаж телевизионного пе­редатчика и антенны на этой вышке выполнил Хрулев, радиолюби­тель из г. Ишима, настройку телевизионного передатчика - началь­ник дирекции РРЛ Николай Сергеевич Стоянов. В результате регене­рированный сигнал передавался по радиорелейной линии СРЛ-1 на ретранслятор. Ретранслятор обслуживали старший инженер B.C. Де­рябин и электромеханик Кобецкий, а позже - В.А. Баклыков.

Общее руководство по вводу станции в эксплуатацию возглавлял заместитель начальника Тюменского ПТУС по капитальному строи­тельству Всеволод Антонович Козлов. Как видите, сургутская «Ор­бита» стала общенародной стройкой.

Настройка радиотехнического оборудования и системы наве­дения антенны на спутник были проведены в короткие сроки, в течение месяца. Специалисты работали практически без отдыха. 19 октября была принята испытательная таблица со спутника, а после этого, уже на эмоциональном подъеме - доделки и доводки.

И вот наступил торжественный и ответственный день.

 Настройщики подвели итог полуторагодовой работе многочислен-ных коллективов. 3 и 4 ноября 1967 года они обеспечили уве­ренный прием про­граммы Централь­ного телевидения. На город шла пря­мая трансляция торжественного заседания ЦК КПСС и Верховного Совета СССР, посвященного 50-летию Октябрьской революции. Так было положено, начало приему телевизионного вещания в Сургуте. Одновременно, в заключительной стадии монтажа и настройки оборудования производилось комплектование и обучение персонала станции. В первый коллектив эксплуатационного персонала вошли старшие инженера Владимир Алексеевич Черняков, Федор Василь­евич Кириенко, инженера Петр Сазонтьевич Сухарев, Г.А. Ефимов, старший электромеханик В.П. Столяров, механик Г. Старцев и я, на­чальник станции.

В начале «Орбита» предназначалась для приема от спутника связи «Молния» и трансляции на город программ телевидения в черно-белом изображении. Работали блоками - 4 блока по 3 -4 часа. Один и тот же фильм можно было посмотреть 3-4 раза. Впоследствии она несколько раз подвергалась реконструкциям. В 1974 году радиотехническое оборудование заменили, и сургутяне получили цветное телевидение. Затем был смонтирован антенно-волноводный тракт, позволивший перевести станцию в режим переда­чи. Качественные перестройки претерпевали и соединительные ли­нии, в том числе для передачи телевизионного сигнала через радио­релейную линию в другие северные города.

Сургутская «Орбита» в числе немногих в стране до сих пор в работе. Второе ее дыхание открылось в 1987 году, когда ее пе­реоборудовали на приемо-передающую. Своим новым предназ­начением она несет добрую службу всем абонентам бурно раз­вивающейся системы телекоммуникаций Ханты-Мансийского ав­тономного округа. И сегодня цифровым телефонным мостом она соединяет окружную автоматическую междугородную телефон­ную станцию с Москвой и при этом, не утратила своего перво­начального   телевизионного назначения».

Эпоха стабильного роста.

Вспоминает Владимир Яковлевич Скибин, бывший начальник Сургутского узла связи:


В. Я. Скибин, бывший начальник Сургутского РУС. 1967 год.

"Приехал я в Сургут со своей семьей в январе 1965 года в долж­
ности начальника Сургутского районного узла связи. Жили вначале в кабинете, а затем в служебном помещении во дво­ре РУСа, размер помещения 5x6 метров, состав семьи 5 человек. В то время в Сургуте строилось в основном деревянное жилье. И только геофизики начали возводить собственными силами первый пя­тиэтажный дом. Что представляла связь в районе? С населенными пунктами, в которых были отделения, она осуществлялась по радио. Были радио­станции РБМ, В-100, СЦР. Связь с окружным и областным центром в основном осуществлялась по радио (на радиостанциях типа ПК-1, Паркс-0,8, ПК-5).

 Передающий центр располагался в то время на перекрестке улиц Аэрофлотская и Мелик-Карамова. Приемный пункт находился на месте будущей станции "Орбита". Качество радиопе­реговоров из-за несовершенства было низкое. Параллельно радиосвязи, связь с Ханты-Мансийском и Тюменью, частично осуществ­лялась по уплотненной воздушной линии. К 1965 году на опоры был подвешен второй провод. Эта проводная связь была уплотнена трехканальной аппаратурой.

Министерство для реконструкции проводной связи направило в
Сургут роту солдат. За 1966 год в основном была реконструирована        проводная линия   от Сургута до Ханты-Мансийска. Установлены были новые опоры  из расчета 20 столбов на 1 км. Подвешен биметалл вместо проволоки 1913 года. Впоследствии линия была уплотнена 12-ти канальной аппаратурой. Это позволило Сургуту иметь хо­рошую телефонную и телеграфную связь с Ханты-Мансийском. В этом же году было начато строительство  станции  "Орбита". В 1967 году ее ввели в строй. Сургут получил возможность принимать телевидение в черно-белом изображении. Для обеспечения ее работы сформировали коллектив из лучших специалистов РУСа. Сейчас только буровая вышка, которая стоит напротив остановки "Парк нефтяников", напоминает мне о том, что отсюда передавалась первая телевизионная передача. За счет привлеченных средств и был сдан точно в срок.

Телефонная связь в 1965 году в Сургуте была представлена двумя коммутаторами ЦБ 120x2 и АТС на 20 номеров. Ведомственная - имела в то время АТС на двести с лиш­ним  абонентов. Однако мощностей явно не хватало. Перед нами встала задача построить здание узла в 3 этажа. Место для строительства было оп­ределено между бывшими улицами Красных партизан и Свободы. У строителей ГРЭС я узнал, что в их планах предусмотрено воз­ведение здания под связь и выделено 400 тыс. рублей. ОКС управ­ления связи тогда имел на строительство 600 тысяч. Я попросил ру­ководителей строительства ГРЭС решить вопрос о передаче 400 тыс. рублей Минсвязи. Вопрос этот решился. Деньги вроде есть, есть под­рядчик, но нет необходимого оборудования, и план застопорился. В этот период в Ханты-Мансийске демонтировалась телефонная стан­ция, и Сургуту дали 8 коммутаторов ЦБ 120x2. За ними в окружной центр откомандировали В.И. Лахтина. Для монтажа к нам из Тюме­ни прибыли два специалиста, которые в течение 2-х месяцев смон­тировали телефонную станцию на 960 абонентов.

Работать на ГТС и радиоузле тогда было очень тяжело. В 1965 году все электромонтеры, за исключением одного, уволились по собственному желанию. Их не устраивали малая зарплата, отсут­ствие детского сада и жилья. Правда, кадровую проблему мы все же решили с помощью Курского ГПТУ, но после армии из 10 этих выпускников остались 5.

Для того чтобы приблизиться к уровню нефтяников, мы ста­ли доплачивать своим труженикам 25 процентов за верховые работы, а также повысили классность.

Увеличение количества телефонов у населения и в организа­циях в тот период все же отставало от растущих их потребностей, да и качество телефонной связи желало быть лучшим, ибо износ обо­рудования  был достаточно высоким.

Радиофикация жилья в Сургуте проводилась организацией "Востокпромсвязьмонтаж". В 1976 году был смонтирован радиоузел. Проведена модернизация оборудования. Радиофикацию в районе вели кустовые электромеханики, электромонтеры, обслуживавшие тот или иной радиоузел. А в Нефтеюганске, Новоганске и других новых по­селках района она также осуществлялась вышеназванной организаци­ей. Кстати, знаю, в Нефтеюганске, а впоследствии и Когалыме участ­ки "Востокпромсвязьмонтажа" возглавлял Э.В. Лебедев, ныне - гене­ральный директор АО «Хантымансийскокртелеком».

Почту перевозили по Оби катера окружного узла связи, которые обслуживали Лямино, Тундрино, Локосово, Покур, Нефтеюганск, Чеускино, Юган, Юган ЛЗУ и Угут. Кроме того, для этих целей арендо­вались вертолеты МИ-1 или МИ-4. Периодичность доставки почты составляла в среднем 10 раз в месяц, а по маршруту р. Оби - до 15.

Для ее обработки не хватало помещений. Работать приходилось в приспособленных помещениях, а то и под открытым небом. Авиа­почта выгружалась на землю и находилась без охраны всю ночь. У аэропорта не хватало ни транспорта, ни людей, а связистам тоже некуда было ее принимать.

Пассажирским теплоходом перевозили более 2-х тысяч посы­лок и, чтобы не платить штрафы за его простой, приходилось привлекать для разгрузки весь аппарат узла. И так - через день.

С приходом железной дороги для обработки и сортировки посылок также приходилось направлять работников многих служб узла, за это им дополнительно платили по 5 - 10 копеек за посылку.

Большую роль в деятельности почтовой связи играл автомобиль­ный и гужевой транспорт. В 1965 году в РУСе был только один ГАЗ-51 и 7 лошадей. Они привлекались для подвоза почты к вертолетам, доставки газет из аэропорта в сортировочный узел и для хозяйствен­ных работ. Позднее ежегодно нам выделялись автомашины ЗИЛ-130. В свое время мы построили гараж на 12 единиц. Однако пользо­ваться им пришлось недолго: его у нас по решению советских орга­нов отобрали и переоборудовали под медвытрезвитель. Взамен же мы получили  эквивалентную площадь в гараже АТП.

Для того, чтобы работали средства связи, необходима электроэнер­гия. В 1965 году РУС обеспечивался маломощными энергобазами от 25 до 30 кВт каждая. Летом 1966 года мы завершили строительство помещения под дизельные электростанции и провели электролинию. Радиоузел и ГТС были переведены на электрообогрев. В здании РУСа сделали водяное отопление.

В 1980 году был построен трехэтажный корпус под МТС, те­леграф, ЛАЗ, зал для клиентов почтовой и междугородной свя­зи и котельная. В 1977 году службы телеграфной и почтовой свя­зи были переведены   в новый, почтовый корпус.

За период с 1965 по 1979 годы в поселках Салым, Куть-Ях, Пыть-Ях, Сивысь-Ях, Усть-Юган, Юганская Обь, ГПЗ, Пойковский, Когалым, Ульт-Ягун, Каркатеево, Пим, Барсово, МО-29 были открыты отделения связи. В Сургуте также появились 13 новых ОС. В типовые помеще­ния переведены ГОС №2 и № 3. Организован междугородный пере­говорный пункт. В 1978 году сдано в эксплуатацию помещение стра­хового участка на железнодорожной станции Сургут.

Заслуженным уважением в коллективе пользовались: Новосель­цева Таисья Даниловна, Тогушакова Галина Ивановна, Ребенкова Римма Петровна, Рязанова Аида Ивановна, Ржанникова Галина Яковлевна, Ясенецкий Владимир Антонович, Красильникова Любовь Гав­риловна, Сакулина Галина Петровна, Анисимова Антонина Иванов­на, Федорова Лилия Федоровна, Позднякова Клавдия Николаевна, Юзя Любовь Васильевна, Горкунов Леонид Егорович, Лахтин Вик­тор Иванович, Ткачева Зоя Ивановна, Зензина Маргарита Викторов­на, Занин Александр Николаевич, Захаров Анатолий Вячеславович, Хребто Галина Алексеевна, Долженко Вадим Семенович, Хребто Анатолий Яковлевич, Романова Нина Петровна, Торопова Галина Фо­минична и Позевалова Лилия Гавриловна."


Вспоминает Таисья Ивановна Похлебина, бывший начальник отдела кадров Сургутского РУС:


Т. И. Похлебина, бывший начальник отдела кадров Сургутского РУС

"С развитием нефтяной и газовой промышленности, население Сургута резко возросло. Шло строительство, появлялись новые предприятия. Увеличивался объем работы и у связистов. Начальником узла связи уже работал Владимир Яковлевич Скибин. Оборудование оставалось старым, производственных площадей не хватало. При повреждениях снова садились за морзянку. А на Морзе большого обмена не сделаешь. Передавали в основном метео, срочные, банковские, служебные телеграммы. Обыкновенные и переводные лежали иногда по 2-3 дня. Их складывали в пачки и посылали почтовым катером или "Ракетой" в Ханты-Мансийск, также и входящие получали из Ханты-Мансийска. В результате шел поток служебных запросов, в основном с кодом "Лодка", что означало запрос: почему почтовый бланк телеграфного перевода
ф. 114        в пункт назначения пришел вперед переводной телеграммы? Железной дороги не было, посылки перевозились уже на самолетах, и с открытием навигации нас буквально заваливало ими. Пересылали все: картошку, фрукты, варенья. Часто посылки разбивались, фрукты гнили. На их разгрузку и сортировку привлекались все работники связи независимо от должности. Складировались иногда они в чистом поле под брезентовым тентом. Ко всем имеющимся зданиям сооружались пристрой: для межгорода, страхового, телеграфа и ГТС. Был перестроен дом бывшего начальника узла В.З. Уженцева под МТС и ЛАЗ.

 Начальниками ГТС и МТС работали Виктор Иванович Лахтин и Григорий Ефимович Захаров. Главным бухгалтером - Михаил Кузьмич Шишкин, его заместителем - Елизавета Юльевна Кайдалова, бухгалтером расчетного стола Анна Павловна Буконина, одна начислявшая зарплату 800 че­ловекам, успевавшая вести еще и расчеты. Мы смеялись: хорошо старшему экономисту Галине Фоминичне Тороповой - у нее хоть арифмометр есть. В 1972 году началось строительство типового кирпичного трехэтажного здания почтовой связи по ул. Республики, 4. А в деревянном пристрое МТС и телеграфа клиентов приходилось пока принимать у окна, с улицы. Там они стояли, иногда под проливным дождем, чтоб подать телеграмму или переговорить по телефону. Конечно, наш узел не мог в полной мере обеспечить нужды города ни в междугородной, ни в телеграфной, ни даже в городской телефонной связи. Геологи, нефтяни­ки, имели свою ведомственную связь, которая зачастую была мощнее и надежней. Весь город был не готов к такому бурному развитию. В Сургуте много работало строительной техники, по рекам стали ходить
суда с подъемными кранами, и наши воздушные линии они собирали, как паутину, и на земле и на воде. Мы начали прокладывать кабели связи под землей, но и там их часто рвали.       


Продолжительное время телефонистками работали Зоя Ивановна Ткачева, Екатерина Ильинична Хомякова, Ираида Ивановна Селютина, позднее - Софья Афанасьевна Дюднева, Валентина Павловна Его­рова, Людмила Ивановна Карпова, Светлана Селезова, и др., монте­рами - Иван Михайлович Кондаков, Дмитрий Петрович Сидоров, Вера Александровна Селезова, Валентина Александровна Сулейманова и др. Радиоузел возглавлял Леонид Егорович Горкунов.

В мае 1977 года, наконец-то было завершено строительство нового здания связи. Это стало праздником. Тогда я уже работала в отделе кадров. Затем завершалось строительство корпуса электросвязи. Все разместились по отдельным кабинетам.

Прибыли молодые специалисты. Из первых, кто успел еще ощу­тить «прелести» работы в старом здании - Галина Алексеевна Хребто, Надежда Ивановна Порненко, Алевтина Петровна Музыкова, Людмила Николаевна Ляпунова, Константин Борисович Груздев. Монтерами работали Галина Семеновна Толстоухова, Александр Николаевич Занин, Анатолий Борисович Чудинов. Позднее прибыла специалист Тамара Алексеевна Курилова.

Телеграф возглавляла Римма Николаевна Вялова. Его штат тоже по­ полнился специалистами с высшим и средним образованием: Лилия Федоровна Федорова, позднее ставшая начальником участка, Ольга Алексеевна Мордовских, Светлана Семеновна Казанджиева, Люба Уляшина, Татьяна Валентиновна и Ирина Валентиновна Денисовы.
Монтерами работали Николай Иванович Панфилов, Александр Ивано­вич Пучкин, Лариса Адольфовна Могутова, телеграфистом - Ирина Климова. Все они заочно окончили Свердловский электротехникум связи. Телеграфистами, получившими специальность на производстве и не изменившие выбранной профессии, работали Нина Николаевна
Арзамасцева, Альбина Николаевна Шивкина, Татьяна Геннадьевна Морякова, Татьяна Николаевна Бронникова, Валентина Николаевна Литвинова, Галина Иннокентьевна Танцырева, Вера Андреевна Яков­лева, Валентина Тимошкина и др.   

В 1975 году в наш город прибыл, первый поезд, а 1978-ом в районе железнодорожного вокзала было построено здание страхового участка для обработки почты. Здесь труд был особенно тяжелым. Тоннами перекидывали, перегружали эту почту, сортировали и уво­зили в отделения связи. Начальники участка и работники часто ме­нялись, не выдерживая эту нагрузку.

 Длительное время работали на страховом участке Галина Прокопьевна Сакулина, Элиса Владимировна Корженицкая, Антонина Ивановна Анисимова, Николай Иванович Позевалов, Любовь Гавриловна Красильникова, Галина Васильевна Можегорова, Нина Ивановна Слинкина. Но как обычно, розы и награды доставались нефтяникам, а работ­никам сферы обслуживания - шипы.

Был сдан в эксплуатацию корпус электросвязи. Вводился монтаж первой в Сургуте координатной автоматической телефонной станции АТСК на 7080 номеров. Позже была принята в эксплуата­цию АТС-3. Затем начальником узла связи работал Григорий Ивано­вич Костенко, которого перевели к нам из Березовского узла, кото­рому тоже досталось не сладко.

Большой вклад в монтаж и развитие АТС вложила старший инже­нер Людмила Дмитриевна Новак. Она была настоящей хозяйкой этой станции, умело руководила слаженным коллективом молодых, толь­ко прибывших из техникумов, специалистов. А их было немало: Еле­на Александровна Махкамова, Наталья Ивановна Морозова, Антони­на Ивановна Бондарь, Наталья Георгиевна Макаренко, Лариса Абышева, Наталья Колонцова, Галина Новопашина. Практики - Светла­на Эдуардовна Кайдалова, Наталья Ивановна Антонова, Надежда Ва­сильевна Антонова - заочно окончили Свердловский электротехни­кум. Прибыла молодой специалист Ирина Николаевна Кошкарова. Кабельщиками трудились Николай Железняк, Виктор Иванович Зарицкий, муж и жена Волковы, Александр Наумов и др.

В 1982 году междугородную телефонную станцию включили в систему зоновой связи. Получили автоматический выход на Москву, Тюмень, Свердловск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Тобольск. Много знаний, сил и  энергии вложила в развитие МТС старший инженер Галина Сидоровна Уразбаева.

Слаженно трудился коллектив специалистов: Тамара Николаевна Захарова, Галина Петровна Туполова, Людмила Николаевна Коровина, Татьяна Дмитриевна Елидарова, Ольга Мурова.

Длительное время работала Зоя Михай­ловна Костенко. Позднее прибыли Татьяна Павловна Борисова, Та­тьяна Леонидовна Мотаева и др. На плечи телефонистов, среди ко­торых были Светлана Павловна Безуглова, Надежда Романовна Ан­дреева, Нина Петровна Крылова, Людмила Карловна Клюкина, Ва­лентина Федоровна Марсынова, Клавдия Николаевна Позднякова и др., выпал тяжелый период работы, когда связь была нужна всем, а каналов было недостаточно.

Узел связи испытывал постоянный дефицит в специалистах с выс­шим и средним специальным образованием. Абоненты были недо­вольны. Везде - очереди. Заявки зачастую выполнялись несвоевре­менно. Для связистов не было жилья. Мы стремились сохранить ра­ботников, устраивали подготовительные курсы и приемные экзаме­ны в Свердловский электротехникум связи. К нам в Сургут приез­жали поступать в техникум работники из Нижневартовска и Неф­теюганска. Считаю, помогли поступить в техникум, а затем они вло­жили свои знания в совершенствование связи Сургута: Лариса Гри­горьевна Франчак, Любовь Борисовна Щепеткина, Зинаида Алексан­дровна Евтушенко, Татьяна Павловна Рябухина, Валентина Василь­евна Федосеева, Людмила Яркова, и др. Постоянно готовили работ­ников массовых профессий, было развито наставничество. Учеников закрепляли за лучшими работниками на производстве. В общей сложности в списках числилось до 30 учеников по узлу. Готовил мас­совые профессии связи и межшкольный учебно-производственный комбинат, куда мастерами производственного обучения направляли квалифицированных специалистов. Длительное время к профессии готовили Альбина Николаевна Шишкина, Валентина Геннадьевна Купцова, Людмила Алексеевна Богданова.

Но все же текучесть кадров оставалась высокой. Люди учились, повышали классность, разряды, в совершенстве осваивали профес­сию и многие уходили в другие организации, где была выше зара&;shy;ботная плата, меньший объем работы и лучшие условия труда. Ос­тавались только преданные связисты..."

 

О сельской связи тех лет рассказывает Валерий Сергеевич Кушников, инженер участка сельской телефонной связи Сургутского ТУЭС:

"В наших краях в начале шестидесятых годов стало намного оживленнее. Радио и газеты говорили о разведке месторождений нефти. Все надеялись на большие перемены. Локосово стоит меж Сургутом и Нижневартовском. Как раз в Нижневартовск, где уже сосредотачивались геологические подразделения, перевели рай­онный центр из Ларьяка. Новому райцентру потребовалась связь. Вот в нашем Локосово и установили радиостанции Р-401. Одну на направление Локосово - Сургут, а другую в качестве ретранслятора, промежуточную - на Сургут - Нижневартовск.

Радиоузел получил новое оснащение - приемник ТПС-54, на котором принимали программу радиовещательных станций в ди­апазонах длинных и коротких волн. Конечно, хорошего качества вещания при таком приемнике не получишь, зато усилитель стал мощным - ТУ-100. Радостнее на душе стало у работавших мон­теров И.А. Щеткова и В.П. Долганова, которых в 1965 году сме­нили Н. Канаев и Ю. Нагибин.

С каждым годом увеличивался телеграфный обмен, разгово­ры, которые наш радиооператор Л.Я. Кондакова с работника­ми Сургутского радиобюро умудрялись проводить не только с Сур­гутом и Ханты-Мансийском.

В конце шестидесятых годов в поселке только сельский Совет имел телефон. Да еще развернули радиостанцию Р-108 на Вырхне - мысовую, деревню, входившую в наш Совет.

И только во второй половине семидесятых связь и радиовещание на селе стали преображаться. В Локосовском отделении установили буквопечатающий телеграфный аппарат СТ-67М. В 1976 году смон­тировали и на радость сельчанам запустили координатную автомати­ческую телефонную станцию на 100 номеров. В 1978 году преобра­зился радиоузел, который оснастили ТУПВ 0,25 х 2. Установили ан­тенну для приема УКВ-ЧМ-вещания. Качество трансляции радиопрог­раммы резко улучшилось.

Эволюция телефонной связи в районе пошла полным ходом. Боль­шой объем по монтажу и настройке автоматических телефонных станций довелось выполнить и мне. Трудно подсчитать, сколько вре­мени провел в десятках командировок, сколько километров «намо­тал» на вертолетах и самолетах, на различных видах наземного транспорта по нашему огромному Сургутскому району.

С середины 1987 года немногочисленный коллектив локосовких связистов приступил к строительству линейно-кабельного хозяйства для новой координатной АТС. Строили сами, потому что не нашлось подрядчика на небольшой (для строительного подразделения), а са­мое главное - дешевый по расценкам объем работ. Исполком сельс­кого Совета тоже отказался чем-либо помочь. И вели мы эти работы до конца января. Работали по 10-12 часов в сутки. Отдыхали только два дня, 7 ноября и 1 января. Не знали актированных дней. Работа­ли и по колено в воде в траншеях кабельной канализации, под про­ливными осенними дождями, и в пронизывающий ветер, и в соро­коградусные морозы. Удивительно, но никто не заболел. Настолько, видимо, были одержимы своей важной задачей. Выдержали.

Это сейчас я сравниваю нашу строительную эпопею с описанной Н. Островским в книге «Как закалялась сталь». Тогда было не до сравнений. Кроме стройки нам необходимо было выполнять и теку­щую работу. Но стройка была важнее. Понимали: если не сделаем мы - никто не сделает. Все силы и средства направлены на обустрой­ство связи в нефтяных городах. До нас очередь еще долго не дошла бы. Нормальную, полноценную телефонную связь в селе ждали.

Затем тренировал станцию, потому что два прибывших монтаж­ника физически не успевали выполнять работы. Переключили мы тогда 200 абонентов со старой АТС и вновь установили 170 телефо­нов. Поселок даже помолодел, оживился. После запуска 12-канальной системы на телефонную сеть райцентра Сургута, увидев на­сколько все это, помогло жителям и организациям поселка решать различные дела, мы с облегчением вздохнули.

С сожалением, правда, вспоминаю, что уж в те-то годы перестройки­ могли бы оценить поистине героический труд таких вот связистов. Но, увы... За эксплуатацию средств связи платили немного, а за такую стройку - и подавно. Признаться, не раз с возмущением хотел перей­ти к каким-нибудь нефтяникам. Уж их-то поддерживали, платили.
Выделяли и повышенным районным коэффициентом, будто они не
рядом с нами, а на других, севернее, широтах трудились. Но жаль
было бросить плоды своего труда. Их много скопилось, как и у других моих товарищей. Связь для меня - это жизнь.                                                              

Помнится, в 1982 году специалистами Сургутского РУС Н.Ю. Ля­пуновым и Смирновым было подано рацпредложение по переводу соединений между городской АТС и сельскими подстанциями на ав­томатический способ. К сожалению, схема оказалась несовершенной, и пришлось ее дорабатывать. Сургутяне подключили меня. Несколько дней пришлось производить многочисленные контрольные наборы, анализировать импульсы набора, занятие канала, отбой. Понятно, что работали в основном вечерами при наименьшей нагрузке. И 10 мая в 20 часов местного времени были сделаны первые рабочие соеди­нения абонентов поселковой АТС с райцентровской по автоматике. Было положено начало внедрению сургутской внутрирайонной ав­томатики.

Почему помнятся даты и часы? Все потому же: моя жизнь и связь - неразрывны."

 

Новые времена, новые технологии.

Повсюду шел демонтаж старого и установка нового оборудования. Вот один из рассказов как он происходил в Сургуте. Рассказывает Вepa Александровна Селезнева, бывший электромонтер Сургутского ТУЭС.

"За годы работы на Сургутской городской телефонной станции я получала много наград и благодарностей, помнятся яркие события. Но самым незабываемым, приятным и одновременно подернутым грустью событием стал вывод из эксплуатации АТС-22. Эта координатная станция на 10 тысяч номеров была смонтирована в 1980 году спе­циалистами из Челябинска и Копейска. Мы, местные электромонтеры, днем и ночью при­ближали ее пуск, помогали им, выполняли кроссировочные работы. Представьте себе, ка­кой кросс получился, аккурат­но опутанный радугой 20 ты­сяч проводков. Станция стала мне родной. Координатка  могла бы еще долго и верно служить, но пришло время уступить современной станции, электронной. Директор филиала "Сургуттелекомсеть" С.А. Буланча пригласил меня в мае 1998 года на торжественное ее закрытие. Понимаете, ком в горле и дрожь в коленях, когда мне, тоже уже пенсионерке, доверили снять последнюю кроссировку. Вреза­лось в память, что она соединяла АТС с телефоном 22-15-49. Кроссировочку эту я берегу вместе с теплыми словами благодарности Сергея Анатольевича за двадцатипятилетний труд."


Марина Анатольевна Леонова, заместитель начальника Сургутского РУЭС:

«Из чего складывается успех в работе целого подразделения? На ГТС филиала "Сургуттелекомсеть" ответят, что - хозяйский под­ход к организации и проведению планово-профилактических работ, высокий профессионализм персонала, культура производства, ча­стичка души, вложенная в ту часть общего дела, которой зани­маешься именно ты.

У нас все - от телефониста справочно-информационной служ­бы и участкового электромонтера ЛКЦ до инженеров высших ка­тегорий и начальников служб -   понимают насколько важно в сло­жившихся условиях жесткой конкуренции создать свой имидж и теплые деловые отношения с клиентами, привлечь и удержать их. При проведении опроса пользователей по удовлетворенности ка­чеством предоставляемых услуг нам была дана, на наш взгляд, до­статочно высокая оценка - 4,44 балла. Такого результата удалось добиться не вдруг и не случайно. За этой цифрой - многолетний и кропотливый труд всех работников. Для наиболее полного обслуживания клиентов в апреле текущего года на базе справочной службы была организована новая справочно-информационная служба, позвонив в которую можно узнать обо всем или почти обо всем. Высококвалифицированные телефони­сты помимо традиционных «телефонных» справок помогут уточнить курс валют, предложат наиболее выгодный курс при покупке или продаже, подскажут стоимость автомобиля не только на сур­гутском рынке, но и на заводах-изготовителях. Информация о погоде в любой точке земного шара - для нас тоже не проблема. Где выле­чить кошку, как заказать няню для ребенка, какова длина нового моста через Обь, как лучше доехать из одного конца города в дру­гой, что из компьютерной и мелкой бытовой техники предлагают в ЗАО «Техноцентр» и многую-многую другую интересующую инфор­мацию абонент может получить, позвонив в «059».

Большое внимание уделяется рекламе дополнительных услуг циф­ровых АТС. При самом первом обращении клиента на открытие до­ступа к телефонной сети операторы абонентного отдела рассказы­вают обо всех преимуществах АТС и достоинствах каждой из допол­нительных услуг. А их разнообразие и качество возможны, благодаря высокотехнологичному оборудованию цифровых телефонных станций.

Но чтоб оно работало как часики, необходимы специальные, срод­ни тепличным, условия: определенные влажность воздуха и темпе­ратура, стерильная чистота. Все это в соответствии с нормами и требованиями ПТЭ неукоснительно поддерживается на всех 15 цифровых АТС городской телефонной сети. Технический персонал, как заботливая мать, обслуживает, прислушивается и присматри­вается к работе станций. Редко какому гостю удается «проник­нуть» в автозал. Без специального разрешения, сопровождающего и белого халата в запретное помещение не войти. Посторонний мо­жет сказать: «Станции работают в автоматическом режиме». А что за этим кроется, знает только «спец», только грамотный опе­ратор или инженер, изучивший сотни команд и километровые рас­печатки с принтеров о работе станции, выполнивший тысячи про­филактических проверок.

Большая работа проводится и на линейных сооружениях ГТС. Специалистами филиала совместно с Сургутским государствен­ным университетом разработан проект по организации охранной сигнализации распределительных шкафов. На компьютер службы безопасности выведены линии от всех РШ, а их на сети более 200, доступ посторонних лиц в шкафы практически исключен. Ну а если кто-то попытается несанкционированно проникнуть в РШ,  служба безопасности не дремлет - в течение 10-15 минут инспек­тора в полном снаряжении прибудут для выяснения обстоятельств. Доступ ограничен не только в распределительные шкафы. Каждый линейщик знает, насколько важно поддерживать в надлежащем со­стоянии кабельную канализацию. Порой из-за хулиганских или других нерадивых действий в кабельных колодцах можно обнаружить и му­сор, и обломки ящиков, арматуры, да и кабель, бывало, вырезали. Как защититься от этого? Придумали - и теперь на всех колодцах уста­новлены запорные устройства со специальными замками.

Четко знает свое дело и группа охраны сооружений связи - ГОСС. По определенному маршруту, как часовые, инспекторы совершают обход закрепленных участков и оперативно сообщают в ЛКЦ об об­наруженных нарушениях: то ли столбик возле ККС сбит, то ли про­вал на канализации образовался. Если установят факт ведения зем­ляных работ в охранной зоне линий связи, нарушители тут же по­лучат и акт о прекращении работ, и предупреждение, и претензию в письменной форме. Работников группы охраны местные прорабы строительных организаций знают в лицо и очень уважают.

С предприятиями, имеющими землеройную технику, с крупными строительными организациями проводится планово-предупредитель­ная работа. В начале года всем руководителям направляются уведом­ления (предупреждения) о порядке производства земляных и иных ра­бот с выдержками из Правил охраны линий и сооружений связи.

Слаженную работу на всех участках обеспечивают истинные про­фессионалы своего дела. Ведь недаром говорят - кадры решают все. Работники постоянно повышают свою квалификацию не только на курсах и семинарах, но и на занятиях технической учебы, методом са­мообразования. Анализ той или иной аварийной ситуации, техостановки - это тоже в некотором роде повышение квалификации и тех­нического уровня.

Многие годы эксплуатацией линейно-кабельных сооружений неус­танно руководит Ф.И. Хисамов. Не одно поколение работников ЛКЦ воспитано на его примере и опыте работы. Нельзя не отдать дол­жное электромеханику КСУ В.Б. Земелеву, который, не зная выходных и праздничных дней, контролирует состояние магистральных сетей, занимается усовершенствованием эксплуатации КСУ. Со знанием дела выполняет ремонтные и восстановительные работы кабельщик-спай­щик А.В. Куратенко. Ни один сложный вопрос в станционном цехе не решается без заместителя начальника цеха В.П. Чебитько, инжене­ра Е.А. Махкамовой. Практически все сменные инженеры центра технической эксплуатации станционного цеха прошли обучение под руководством этих высококвалифицированных инженеров.

О том, что сделано, можно говорить до бесконечности. Для достижения результатов можно руководствоваться правилами, инструкциями, рекомендациями. Но если вложена частичка себя, то и на душе радостней, и гордость нескрываемая и работать хочется».